главная страница

галерея

ссылки

напишите нам

  Новгородская еврейская община

Историческая справка
Достижения новгородского общества еврейской культуры

Историческая справка

Новгородское общество еврейской культуры было создано в Новгороде в конце 1990 года группой энтузиастов во главе с Григорием Файнбергом, Тамарой Хоревой, Любовью Тынтаревой.

Какая-либо организованная еврейская активность в Новгороде до этого момента не существовала, если не считать подпольного изучения иврита в квартире Аркадия Фрейкмана, уехавшего к 1990 году в Израиль.

Основоположники нашей организации считают, что общество еврейской культуры было создано на пустом месте. Однако, быстро выяснилось, что последние очаги АШКЕНАЗСКОЙ культуры были разрушены в Новгороде совсем недавно (середина 70-х годов – уничтожение еврейского кладбища под строительную площадку для средней школы) и до сих пор живы многие старые новгородские евреи являющиеся своеобразным мостиком между поколением, обучавшимся в хедерах и с детства знавших идишскую культуру и нами, постсоветскими евреями, стремящихся к обретению национальной культуры, которой мы никогда не знали.

Оказалось, что Новгород в течение нескольких веков был обитаем евреями, несмотря на то, что город далеко отстоит от черты оседлости.

С середины 18 века в Новгороде были созданы военные базы, где дислоцировалось большое количество войск, защищавших столицу Российской империи Санкт-Петербург с юго-запада. В частях, помимо всех прочих, служили и рекрутированные евреи. После окончания 25-летнего срока царской службы они получали возможность селиться вне черты оседлости и часто оставались жить в Новгороде, обрастая семьями.

Через 100 лет подобной практики в Новгороде проживало более 2 тысяч евреев, объединенных в общину, имевших несколько молельных домов, благотворительную столовую, две школы ( одна из которых была закрыта только в 30-е годы 20 века из-за отсутствия еврейских детей, желавших в ней учиться). Надо отметить, что губернский Новгород конца 19 века не превышал 50 тысяч по численности населения, и 2 тысячи евреев составляли в нем 1% населения.

В начале 20 века с проникновением из Санкт-Петербурга в Новгород идей социал-демократии, множество евреев присоединяется к политической деятельности, в противовес тем, кто после событий в Кишиневе уезжает в Америку. Новгородские евреи не были так бедны как их местечковые собратья и имели возможность покупать билеты до Нью-Йорка или покупать право жить в столице (что было запрещено) и заниматься политикой (на выборах).

Архивы новгородской области тех лет пестрят делами на революционеров – евреев, скрывавшихся в Новгороде от властей.

После окончания гражданской войны в Новгороде создается еврейская община на принципах "демократического централизма", однако, ее деятельность прекращается с началом 30-х годов, когда курс правительства стал все более крениться влево.

Во время Второй мировой войны население Новгорода было заблаговременно эвакуировано, Новгород сдан немцам и по его окраинам с 1941 по 1944 год проходила линия фронта.

В захваченном Новгороде не было еврейского гетто и прочих "акций", но в городах области, особенно, в Старой Руссе, массовое уничтожение евреев руками местного населения - выходцев из Прибалтики было осуществлено в течение первого месяца после оккупации.

Евреев из мелких населенных пунктов согнали в концлагерь под г.Сольцы, где их охраняли подразделения украинских националистов из дивизии СС "Галичина". С наступлением холодов зимы 1941 года лагерное начальство перестало кормить заключенных, и почти все они умерли от голода и болезней.

После войны в Новгород вернулось совсем немного евреев, и рост еврейского населения был исключительно мал.

Тем не менее, в послевоенном восстановлении Новгорода в строительстве новой промышленности Новгорода принимали участие многие евреи, которых до сих пор новгородцы помнят и относятся к ним с теплотой.

Резюме:

В еврейской жизни Новгорода можно выделить два этапа, границей между которыми является десятилетие перед Второй мировой войной и сама война.

На первом этапе (первая половина 18 века – 30-е годы 20 века) в Новгороде существовала традиционная для русского Севера община.

На втором этапе евреи, жившие в Новгороде, никак не были объединены, и не имели четко ориентированной на национальную традицию активности.

Одной из задач нынешнего этапа нашей еврейской жизни является необходимость ПРЕОДОЛЕТЬ культурную (в смысле национальной традиции) инертность 2-го этапа.

Достижения новгородского общества еврейской культуры

В мае 1993 года общество было зарегистрировано по инициативе 10 активистов, и его первым председателем стал Григорий Файнберг. Еврейское общество было первым национальным образованием в Новгороде, зарегистрированным после начала "перестройки" Первое время вся активность общества сводилась к распределению небольшой денежной помощи остро нуждающимся и обеспечением мацой на Песах. Несколько позже начали отмечать праздники, используя средства первых благотворителей - ДЖОЙНТа и Сохнута.

В сентябре 1996 года председателем правления общества стал Владимир Розман – лауреат "The Buncher Leadership Program", а в апреле 1997 года был открыт общинный центр при активном содействии ДЖОЙНТа и Клеймс Конференц.

В строительстве и структуре общинного центра Владимир Розман реализовал полученные на программе Банчера представления о структуре малой общины в городе, где еврейское население составляет менее 1%.

По представлениям Владимира Розмана, в небольшом городе с небольшим количеством евреев община должна быть унитарной (единой), включая в себя как можно большее количество различных общественных институтов.

Ядром нового общинного центра стал "Хэсэд Яков" - институт социальных программ общины. Сегодня "Хэсэд Яков" является самым крупным образованием общины, имея восемь штатных сотрудников. Социальными программами охвачено более 450 человек и рост количества этих людей продолжается.

Комплекс образовательных программ представлен детской школой на 45 детей. Молодежный клуб собирает 30-50 человек несколько раз в неделю, работает религиозная община. Открыто отделение Еврейского агентства (Сохнут), работает библиотека при общине.